Фрагмент для ознакомления
2
В условиях современного общества, остро сталкивающегося с проявлениями преступности, неизмеримо возрастает роль правоохранительных органов в обеспечении законности и правопорядка. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, играют ключевую роль в раскрытии преступлений, изобличении виновных и защите прав и свобод граждан.
Однако специфика их деятельности, связанная с ограничением конституционных прав граждан в процессе борьбы с преступностью, делает необходимым жесткий контроль за соблюдением законности. Именно здесь на первый план выходит прокурорский надзор – самостоятельная ветвь прокурорской деятельности, направленная на неуклонное исполнение законов органами, ведущими борьбу с преступностью.
Актуальность темы прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, обусловлена рядом факторов:
- Во-первых, это необходимость обеспечения баланса между интересами государства в борьбе с преступностью и неприкосновенностью прав и свобод личности.
- Во-вторых, это стремление повысить эффективность работы правоохранительных органов, минимизировать случаи нарушений закона, ведущие к признанию доказательств недопустимыми и оправданию виновных.
- В-третьих, это важность формирования атмосферы доверия граждан к правоохранительной системе и уверенности в том, что их права и свободы надежно защищены.
В данной работе будут рассмотрены основные аспекты прокурорского надзора за деятельностью органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, проанализированы проблемы и перспективы его развития.
В условиях построения демократического правового государства приоритетное значение приобретает неуклонное соблюдение законов всеми участниками общественных отношений. Важнейшая роль в обеспечении законности принадлежит прокуратуре Российской Федерации. Осуществляя свои функции независимо от других органов власти, прокуратура стоит на страже законности и правопорядка, защищает права и свободы граждан. Ключевым понятием, определяющим сферу действия прокурорского надзора, является его предмет, устанавливающий те общественные отношения, в которые прокурор вправе вмешиваться для обеспечения верховенства закона. Раскрытие сущности предмета прокурорского надзора, его правовой природы и значения для охраны законности составляет цель настоящего раздела.
Предмет прокурорского надзора – это та область общественных отношений, в пределах которой прокурор осуществляет свою надзорную деятельность. Иными словами, это круг объектов, за которыми ведется наблюдение с целью обеспечения законности .
Прокурорский надзор как учебная и научная дисциплина тесно связана со многими другими юридическими дисциплинами. Эта взаимосвязь обусловлена тем, что прокурорский надзор охватывает практически все сферы правового регулирования и опирается на широкий спектр правовых норм и институтов.
Рассмотрим основные связи:
1. Конституционное право:
- Прокурорский надзор – конституционная функция прокуратуры (ст. 129 Конституции Российской Федерации).
- Принципы конституционного строя, права и свободы человека – основа для определения законности в деятельности органов власти.
2. Уголовное право и уголовный процесс:
- Прокурор осуществляет надзор за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, дознание и предварительное следствие.
- Знание уголовного закона и УПК Российской Федерации необходимо для оценки законности возбуждения уголовных дел, предъявления обвинения, избрания мер пресечения и т.д.
- Прокурор поддерживает государственное обвинение в суде, обеспечивая неотвратимость наказания за совершенные преступления.
3. Гражданское право и гражданский процесс:
- Прокурор вправе обращаться в суд с заявлениями в защиту прав и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (например, о защите прав потребителей, прав несовершеннолетних, о признании сделок недействительными).
- Знание ГК Российской Федерации и ГПК Российской Федерации необходимо для правильного определения предмета и оснований иска, сбора доказательств.
4. Административное право и административный процесс:
- Прокурор осуществляет надзор за исполнением законов органами исполнительной власти, органами местного самоуправления.
- Прокурор рассматривает жалобы на действия (бездействие) органов власти и должностных лиц, приносит протесты на незаконные нормативные акты.
- Знание КоАП Российской Федерации необходимо для оценки законности привлечения к административной ответственности.
Согласно ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», предмет прокурорского надзора составляют:
- Исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации.
- Соблюдение прав и свобод человека и гражданина.
- Соблюдение установленного порядка деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, а также руководителей коммерческих и некоммерческих организаций.
Важно отметить, что прокурорский надзор не подменяет собой функции контроля, осуществляемые иными государственными органами. Прокурор не вмешивается в оперативно-хозяйственную деятельность поднадзорных субъектов, а следит исключительно за соблюдением законности .
Объектом прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность (ОРД), является соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина.
Прокурор в рамках своего надзора не вмешивается в оперативную самостоятельность органов, осуществляющих ОРД, но следит за тем, чтобы их действия осуществлялись в строгом соответствии с законом и не нарушали права и свободы человека и гражданина.
В частности, объектами прокурорского надзора в этой сфере являются:
- Законность проведения оперативно-розыскных мероприятий: основания для их проведения, соблюдение сроков, порядка и условий их проведения, документирование результатов.
- Обоснованность и законность ограничения конституционных прав и свобод граждан при проведении ОРМ (например, тайна переписки, неприкосновенность жилища и т.д.).
- Соблюдение установленного порядка использования результатов ОРД.
- Соблюдение прав и законных интересов лиц, в отношении которых проводятся ОРМ, а также лиц, которые привлекаются к их проведению.
- Соблюдение требований законодательства о государственной тайне при проведении ОРД.
Предмет прокурорского надзора характеризуется рядом признаков:
- Публичность: Предметом надзора являются отношения, имеющие публично-правовой характер, связанные с реализацией публичной власти.
- Универсальность: Прокурорский надзор распространяется на все сферы общественной жизни, где может возникнуть угроза законности.
- Реальность: Предметом надзора являются не абстрактные явления, а конкретные действия (или бездействие) органов и лиц, которые могут нарушать закон или ущемлять права граждан.
- Процессуальная форма: Реализация прокурорского надзора осуществляется в строгом соответствии с нормами процессуального законодательства.
Предмет прокурорского надзора тесно связан с компетенцией органов прокуратуры. Компетенция – это совокупность установленных законом полномочий прокурора по осуществлению надзорной деятельности. Иными словами, предмет надзора отвечает на вопрос «За чем наблюдает прокурор?», а компетенция – на вопрос «Как он это делает?».
Таким образом, предмет прокурорского надзора – это динамичная категория, её содержание изменяется и дополняется в зависимости от потребностей общества и задач, стоящих перед органами прокуратуры.
Подводя итог можно сказать о том, что предмет прокурорского надзора представляет собой сложную, многоаспектную категорию, от точного определения которой напрямую зависит эффективность деятельности органов прокуратуры. Четкое разграничение с предметом других видов контроля, уяснение динамичного характера предмета, в условиях постоянно меняющегося законодательства - необходимые предпосылки для успешного выполнения прокуратурой своих конституционных обязанностей по охране законности и правопорядка. Только глубокое теоретическое осмысление предмета прокурорского надзора в совокупности с выработкой адекватных современным реалиям форм и методов прокурорской деятельности способно обеспечить реальную защиту прав и свобод человека и гражданина, а также интересов общества и государства.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14.03.2020 N 1-ФКЗ) // СЗ Российской Федерации. – 1994. – № 32. – Ст. 3493.
2. Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «Об оперативно-розыскной деятельности» // СЗ Российской Федерации. – 1995. – № 33. – Ст. 3431.
3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 01.07.2023) // СЗ Российской Федерации. – 2001. – № 52 (ч. I). – Ст. 4921.
4. Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 11.06.2021) «О прокуратуре Российской Федерации» // СЗ Российской Федерации. – 1995. – № 47. – Ст. 4472.
5. Приказ Генпрокуратуры Российской Федерации от 07.12.2017 N 829 (ред. от 16.09.2022) «Об утверждении Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации» // Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
6. Агаларов, Э. М. К вопросу о предмете прокурорского надзора на стадии возбуждения уголовного дела / Э. М. Агаларов // Российский следователь. – 2022. – № 2. – С. 12-16.
7. Басков, А. В. Прокурорский надзор : учебник / А. В. Басков. – Москва : Проспект, 2022. – 432 с.
8. Богданова, О. А. О некоторых проблемах прокурорского надзора на досудебных стадиях уголовного судопроизводства / О. А. Богданова // Законность. – 2021. – № 10. – С. 34-38.
9. Винокуров, Ю. Е. Особенности прокурорского надзора за деятельностью органов дознания / Ю. Е. Винокуров // Российский юридический журнал. – 2023. – № 3. – С. 85-92
10. Григорян, С. А. Прокурорский надзор за расследованием преступлений: актуальные вопросы теории и практики / С. А. Григорян // Законность. – 2020. – № 7. – С. 17-22.
11. Гуценко, К. Ф. Прокурорский надзор: учебник для вузов / К. Ф. Гуценко, Д. Н. Козак. – Москва : Издательство Юрайт, 2023. – 416 с.
12. Додонов, А. В. Прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью: понятие, сущность, задачи / А. В. Додонов // Пробелы в российском законодательстве. – 2019. – № 11. – С. 155-158.
13. Иванов, И. И. Прокурорский надзор за законностью оперативно-розыскной деятельности: Дис. ... канд. юрид. наук. – М., 2020. – 200 с.
14. Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. URL: https://www.elibrary.ru/ (дата обращения: 22.10.2024).
15. Лазарева, В. А. Прокурорский надзор на досудебных стадиях уголовного процесса / В. А. Лазарева. – Москва : Юрлитинформ, 2021. – 272 с.
16. Официальный сайт Генеральной Прокуратуры Российской Федерации. URL: https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/ (дата обращения: 22.10.2024).
17. Официальный сайт Конституционного Суда Российской Федерации. URL: http://www.ksrf.ru/ (дата обращения: 22.10.2024).
18. Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 22.10.2024).
19. Петров, П. П. Проблемы совершенствования прокурорского надзора за деятельностью органов предварительного следствия: Дис. ... канд. юрид. наук. – СПб., 2021. – 180 с.
20. Чурилов, А. Ю. Прокурорский надзор: учебник и практикум / А. Ю. Чурилов. – Москва : Проспект, 2022. – 256 с.
21. Эртель, А. Г. Прокурорский надзор за законностью оперативно-розыскной деятельности / А. Г. Эртель. – Москва : Юстицинформ, 2020. – 192 с.